Дети дождя »

Дети дождя ».

Аутизм у детей – что нужно знать с самого начала?

За поэтическим термином «дети дождя» скрываются повседневные приключения людей, у которых был диагностирован аутизм. Дети, которые никогда не видят себя частью окружающего мира, и родители, для которых каждый день – это череда сражений и побед. Во-первых, борьба с собой, принятие и осознание того, что их ребенок никогда не вылечится, а затем борьба с болезнью за каждый жест, каждую улыбку, каждый взгляд и слово своего ребенка – маленькие, но очень важные победы.

Ученые до сих пор не могут достоверно установить причины заболевания. Что известно о генетической предрасположенности: симптомы аутизма чаще встречаются у людей, чей семейный анамнез является аутичным. Беременность у матерей таких детей протекает нормально, да и сами дети часто очень привлекательны внешне – аутизм, как правило, не влияет на физическое развитие ребенка. Однако развитие аутизма все же в некоторых случаях связано с проявлением других заболеваний:

    ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИС; Заражение краснухой у матери во время беременности; Туберозный склероз; Нарушение жирового обмена (у тучных женщин больше шансов родить ребенка с аутизмом).

Все эти состояния могут повлиять на мозг и, как следствие, вызвать симптомы аутизма. Однако, что такое аутизм и что вызывает его проявление, до сих пор до конца не изучено.

Ранняя диагностика играет важную роль в дальнейшем развитии ребенка с аутизмом. У детей аутизм проявляется некоторыми симптомами. Ранний детский аутизм – это заболевание, которое может проявляться у детей в возрасте от 1 до 2 лет. Что такое аутизм у ребенка и является ли это заболеванием, определяет специалист. Но самостоятельно понять, что это за болезнь у ребенка и заподозрить его, можно, опираясь на информацию о симптомах этого состояния.

Ранние признаки аутизма у ребенка

У этого синдрома есть 4 основных признака. У детей с этим заболеванием они могут быть в разной степени.

Признаки аутизма у детей следующие:

    нарушение социального взаимодействия; нарушение коммуникации; стереотипное поведение; Ранние симптомы детского аутизма у детей до 3 лет.

Первые симптомы у аутичных детей могут проявиться уже в 2-летнем возрасте. Могут быть легкие симптомы, при которых зрительный контакт нарушен, или более серьезные симптомы, при которых он полностью отсутствует. Как правило, аутизм проявляется очень рано – еще до 1 года родители могут его распознать. В первые месяцы жизни такие дети менее подвижны, неадекватно реагируют на внешние раздражители и имеют плохую мимику.

Ребенок не способен воспринимать целостную картину человека, пытающегося с ним общаться. Даже на фото и видео можно узнать, что мимика такого ребенка никак не реагирует на текущую ситуацию. Он не улыбается, когда кто-то пытается подбодрить его, но может смеяться, когда причина не ясна его близким. Лицо этого ребенка напоминает маску и время от времени гримасничает.

Жесты, которые ребенок использует только для обозначения своих потребностей. Как правило, даже у детей до года проявляется внезапный интерес при виде интересного предмета – ребенок смеется, показывает пальцами, демонстрирует радостное поведение. Можно заподозрить первые симптомы у детей до 1 года, если ребенок не ведет себя подобным образом. Симптомы аутизма у детей младше 1 года заключаются в том, что они используют определенный жест, чтобы что-то получить, но не пытаются привлечь внимание родителей, вовлекая их в игру.

Аутичный ребенок не может понимать эмоции других людей. Как проявляется этот симптом у ребенка, можно проследить до его раннего возраста. В то время как у нормальных детей есть мозг, который может легко определить, когда они смотрят на других людей, расстроены они, счастливы или напуганы, а аутичный ребенок – нет.

Ребенку не интересны сверстники. Уже в 2 года нормальные дети жаждут общения – веселья, встреч со сверстниками. Знакиаутизм у детей 2 лет выражается тем, что такой ребенок не участвует в играх, а погружен в собственный мир. Тем, кто хочет узнать, как узнать ребенка от 2 лет, стоит просто присмотреться к детской компании: аутичный ребенок всегда один и не обращает внимания на других или воспринимает их как неодушевленные предметы.

Малышу трудно играть, используя воображение и социальные роли. Дети в возрасте от 3 лет и младше играют, воображая и воображая роли. У детей с аутизмом симптомы 3-летнего возраста могут заключаться в том, что они не понимают социальной роли игры и не рассматривают игрушки как связанные объекты. Например, признаки аутизма у 3-летнего ребенка могут проявляться в том, что он часами крутит руль в машине или повторяет другие действия.

Ребенок не реагирует на эмоции и общение родителей. Раньше считалось, что такие дети вообще эмоционально не связаны со своими родителями. Но теперь ученые доказали, что когда мать уезжает, такой ребенок в 4 года или даже раньше проявляет беспокойство. Если рядом находятся члены семьи, он кажется менее зацикленным. С другой стороны, при аутизме симптомы у 4-летних детей выражаются в отсутствии реакции на отсутствие родителей. Ребенок-аутист проявляет беспокойство, но не пытается вернуть своих родителей.

У детей младше 5 лет и старше наблюдается задержка речи или ее отсутствие (мутизм). Речь бессвязна, ребенок бессмысленно повторяет одни и те же фразы, рассказывает о себе в третьем лице. Он не реагирует на чужие высказывания. Когда наступит «возраст вопросов», родители не будут слышать их с детства, а во всяком случае, они будут однообразными и лишенными практического смысла.

Стереотипное поведение включает фиксацию на одном занятии, повторение ежедневных ритуалов, развитие страхов и навязчивых идей. При этом при нарушении последовательности ритуалов ребенок впадает в истерику, может проявлять агрессию или аутоагрессию.

Можно ли вылечить аутизм и есть ли вообще какое-нибудь лекарство? К сожалению, лекарства от этого нет. Чем вы можете помочь своему ребенку, зависит от каждого конкретного случая. Медикаментозное лечение назначают только в случае деструктивного поведения. Однако, несмотря на то, что этот недуг невозможно вылечить, исправить ситуацию возможно. Лучшая «терапия» в этом случае – ежедневные, регулярные занятия и создание наиболее благоприятной среды для аутичного ребенка. Занятия проходят поэтапно:

    Развивайте навыки, которым нужно учиться. Если ваш ребенок не вступает в контакт, устанавливайте контакт постепенно, не забывая о том, кто страдает аутизмом. Постепенно развивайте хотя бы основы речи. Исключите неконструктивные формы поведения: агрессию, аутоагрессию, тревогу, замкнутость и т. Д. Учите наблюдать и подражать. Обучение социальным играм и ролям. Учите устанавливать эмоциональный контакт.

Чаще всего лечение аутизма проводится в соответствии с принципами бихевиоризма (поведенческой психологии). Одним из подвидов этой терапии является терапия ABA. В основе этой терапии лежит наблюдение за реакциями и поведением ребенка. Изучив все особенности, стимулы подбираются для конкретного аутичного ребенка. Логопедия обязательна: если ребенок регулярно работает с логопедом, у него улучшатся интонация и произношение. Дома родители помогают своему ребенку развивать навыки самообслуживания и социализации. Поскольку у детей с аутизмом нет мотивации к игре, они привыкают к своему распорядку дня и повседневной деятельности, создаются карточки, на которых записана или нарисована последовательность действий.

Почему так важна ранняя диагностика? Есть состояния, которые имитируют аутизм, и их можно принять за его симптомы. Но для их исправления используются другие методы.

ЗПРР с аутичными чертами

Симптомы этого заболевания связаны с задержкой психоречевого развития. Они во многом похожи на симптомы аутизма. С раннего возраста ребенокон не развивается в плане речи, как указано в действующих нормах. В первые месяцы жизни не болтает, не учится произносить простые слова. В 2-3 года его словарный запас очень скуден. Такие дети часто физически недоразвиты, а иногда и гиперактивны. Окончательный диагноз устанавливает врач. Важно посетить детского психиатра, логопеда.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности

Заболевание также часто путают с аутизмом. Дети с синдромом дефицита внимания беспокойны и испытывают трудности в школе. У них могут быть проблемы с концентрацией внимания, и они очень подвижны. Даже в зрелом возрасте отголоски этого состояния остаются, потому что у таких людей проблемы с запоминанием информации и принятием решений. Необходимо постараться как можно раньше диагностировать данное состояние, потренироваться в лечении психостимуляторами и седативными средствами, а также посетить психолога.

Тугоухость

Существует много видов потери слуха – как врожденных, так и приобретенных. У слабослышащих детей также наблюдается задержка речевого развития. Следовательно, такие дети плохо отзываются на имена, не обращают внимания и могут показаться непослушными. В этом случае родители могут заподозрить, что у ребенка аутизм. Однако профессиональный психиатр всегда направит вашего ребенка на слуховое обследование.

Слуховые аппараты могут помочь решить эту проблему.

Шизофрения

В прошлом аутизм считался одним из проявлений шизофрении у детей. Однако теперь известно, что это два совершенно разных заболевания. Шизофрения у детей начинается позже – в 5-7 лет. Симптомы этого заболевания появляются постепенно. У таких детей есть навязчивые страхи, они разговаривают друг с другом, а затем проявляют бред и галлюцинации. Состояние лечится с помощью лекарств.

Важно понимать, что аутизм – это не приговор. Ведь благодаря правильному уходу, скорейшей коррекции аутизма и поддержке специалистов и родителей ребенок может жить полноценной жизнью, учиться и обрести счастье во взрослой жизни.

Как понять, что у ребенка аутизм?

Детский аутизм

Что это – болезнь или особенность развития? Как и кем ставится такой диагноз? Как понять, что с вашим ребенком что-то не так, и куда обратиться за бесплатной профессиональной помощью?

Для начала, аутизм – это болезнь или что-то еще?

Сегодня детский аутизм считается «общим (извращенным) нарушением развития». То есть на самом деле это не расстройство, а серьезное нарушение психического развития. Ребенок с расстройством аутистического спектра (РАС) требует особого внимания со стороны врачей, педагогов, психологов и, конечно же, родителей.

Аутизм – это диагноз?

Существует несколько вариантов расстройств аутистического спектра. Согласно Международной классификации болезней МКБ-10 выделяют четыре типа:

1) F84.0 – детский аутизм (аутистическое расстройство, детский аутизм, детский психоз, синдром Каннера);
2) F84.1 – атипичный аутизм;
3) F84.2 – синдром Ретта;
4) F84.5 – синдром Аспергера, аутистическая психопатия.

Недавно все аутичные расстройства были объединены под аббревиатурой ASD – расстройство аутистического спектра.

1) Невозможность с самого начала жизни налаживать содержательные контакты с людьми, особенности сферы привязанности;
2) крайняя изоляция от внешнего мира;
3) игнорирование внешних и внутренних раздражителей до тех пор, пока они не станут болезненными;
4) недостаточное использование коммуникативно-речевой функции;
5) отсутствие или недостаточный зрительный контакт;
6) боязнь изменений в окружающей среде;
7) немедленная и отсроченная эхолалия (неконтролируемое, автоматическое повторение слов и фраз за другими);
8) стереотипно-импульсивное поведение и манипулятивные игры;
9) задержка развития.

Многие симптомы схожи с синдромом Каннера: нарушения общения и стереотипный круг интересов, плохая реакция на внешние раздражители. Добавлены следующие символы:

1) Противопоставление желаний и представлений;
2) Часто способность понимать себя и других необычными, нестандартными способами;
3) Сохранилосьили даже хорошо развитое логическое мышление при нестабильном внимании;
4) Задержки речевого и когнитивного развития, как правило, не происходит;
5) Речь – специфическая по мелодии, ритму и темпу;
6) отстраненное, рассеянное зрение, скудная мимика;

Появляется в возрасте 8-30 месяцев без каких-либо внешних причин. Это самое тяжелое заболевание среди PAN.

1) Появляется на фоне нормального двигательного развития;
2) Постепенно утрачиваются уже приобретенные навыки, в том числе речевые;
3) Быстрые движения рук типа «стирка»;
4) Утрата способности держать предметы в руках, дистония, истощение мышц, кифоз, сколиоз, жевание сменяется отсасыванием, дыхание нарушается.

Несмотря на прогрессирование болезни и полный распад всех сфер жизни, ребенок обычно сохраняет эмоциональную адекватность и привязанность.

Расстройство, похожее на синдром Каннера, но при отсутствии хотя бы одного из обязательных диагностических критериев. Часто тот или иной симптом аномального развития наблюдается у ребенка после 3-х летнего возраста.

Какой врач может диагностировать аутизм у ребенка?

Согласно Международной классификации болезней аутичные расстройства включены в раздел «Психические и поведенческие расстройства», поэтому ведущая роль в диагностике и разработке программ лечения и коррекции принадлежит психиатру. При этом неврологи, генетики, психологи, логопеды, дефектологи и другие специалисты могут быть задействованы на разных этапах работы с ребенком.

Что делать, если изображение недостаточно точное, чтобы поставить конкретный диагноз ребенку?

Если клиническая картина состояния ребенка недостаточно ясна, психиатр ставит диагноз аутистического поведения. Это означает: у нас мало информации, но поведение ребенка очень похоже на симптомы аутизма. Этот диагноз требует дальнейшего уточнения.

Чем аутичный ребенок отличается от других?

В самом общем виде аутизм характеризуется задержкой в ​​развитии и нежеланием взаимодействовать с другими. Важно понимать, что это нарушение имеет множество проявлений: в двигательном развитии, нарушении речи, внимания, восприятия. Ребенка с аутизмом можно определить по этим специфическим признакам:

Ребенок не ищет контакта с другими людьми, не реагирует на них так, как будто не замечает их;

Он часто совершает одни и те же повторяющиеся движения: трясет руками, подпрыгивает, выполняет сложные ритуалы (повторяющиеся действия);

Круг его интересов ограничен, и ему сложно заниматься чем-то новым;

Поведение ребенка часто бывает деструктивным: он агрессивен, может кричать, причинять себе боль и т. Д.

Что могло вызвать аутизм у ребенка? К сожалению, однозначного ответа на этот вопрос ученые пока не дали. Существует множество теорий, но ни одна из них не является исчерпывающей.

В каком возрасте у ребенка может быть диагностировано расстройство аутистического спектра?

Как правило, ребенок не обращается к специалистам до 2–3 лет. В этом возрасте инвалидность становится очевидной. Хотя первые признаки расстройства могут быть заметны еще раньше. Например, ребенок не обращается к своим родителям, когда они хотят взять их на руки, пассивен, боится громких звуков и не привык к ним, всегда избирательно относится к еде и его не убеждают попробовать еду определенного цвета. , вкус или запах. Родители говорили о своем ребенке – «это странно», «не похоже на других».

Бывает, что у ребенка долгое время подозревают другие проблемы со здоровьем – задержку речевого развития или тугоухость («Вот почему он не реагирует на наши слова», – говорят родители).

Можно ли вылечить?

Не полностью. К сожалению, аутизм – это нарушение развития, от которого нет таблеток, и ребенок не перерастет его. Однако если вовремя диагностировать и начать грамотную корректирующую терапию, можно помочь ребенку научиться самообслуживанию и коммуникативным навыкам, научить замечать других людей, контролировать эмоции, справляться со страхами. Вниз80% детей-аутистов получают инвалидность, однако при определенных обстоятельствах ребенок может перейти к самостоятельной жизни, когда вырастет.

Как оценить интеллект ребенка с аутизмом, если он не вступает в контакт с незнакомцами, отказывается выполнять приказы? Как узнать, что он не умственно отсталый?

Конечно, это сложно, особенно при отсутствии у ребенка сформированной речи. Для этого специалист опирается на данные, полученные в результате наблюдения за пациентом, на рассказы родителей о поведении и способностях ребенка в различных ситуациях.

Результаты психометрической (тестовой) оценки интеллекта интерпретируются с учетом трудностей в контакте и возможных искажений количественных показателей. На сегодняшний день не существует тестов для оценки интеллекта у детей с аутизмом, которые позволили бы получить достоверные данные за одну консультацию.

Достаточно достоверная оценка возможна при длительном наблюдении в течение нескольких недель или месяцев. В некоторых случаях, когда ребенок растет, развивается и лучше общается, мы можем получить более полное представление об уровне его интеллекта.

Если это просто «особенности развития» и аутизм не вылечить – нужно ли ребенку специальное лечение?

Поддержка ребенка с аутизмом должна быть комплексной. Всем детям необходимо пройти психолого-педагогическую коррекцию.

Кроме того, аутичные расстройства часто имеют болезненные симптомы, которые наиболее эффективно лечат с помощью биологической терапии, включая лекарства. Кроме того, это облегчает терапию ребенка с педагогами и психологами. В некоторых случаях лекарства просто необходимы.

Какие лекарства можно назначить ребенку с РАС?

Лечение подбирается индивидуально для каждого ребенка и каждого случая. Обычно лекарства, назначаемые ребенку с РАС, преследуют следующие цели:

1. Лечение болевых синдромов. Не все дети с РАС могут говорить – это означает, что мы не всегда можем распознать их жалобы. Например, ребенок может закусить губу и не сможет сказать то, что ему не нравится. Его поведение рассматривается как причинение себе вреда, но его зубы сильно болят. Или ребенок не может сидеть спокойно ни минуты, и проблема в постоянных болях в животе. Если мы сможем определить, что ребенок страдает от боли, мы выпишем обезболивающие.

2. Лечение сопутствующей соматической патологии. Например, примерно 60% детей страдают патологией желудочно-кишечного тракта, которая обычно требует приема лекарств.

3. Коррекция поведенческих расстройств. Часто аутизм сопровождается аутоиммунитетом, импульсивным поведением ребенка. Правильно подобранный нейролептик может улучшить качество жизни вашего ребенка. Врачи обычно следят за хорошей переносимостью препарата. С правильной дозой и лекарством – ребенок не будет чувствовать сонливость, уныние или другие побочные эффекты.

4. Помощь развитию. Бывает, что под действием ноотропов, принимаемых в очень деликатных дозах, у ребенка с РАС происходит прорыв – например, речевые функции. Препарат способен помочь ребенку «посидеть» в коррекционных занятиях – что также помогает ему добиться успехов в психологической и педагогической коррекции.

5. Коррекция нарушений сна. Дети с РАС часто бодрствуют по ночам: это крайне сложно как для малыша, так и для всей семьи. Мы не ставим себе задачу просто уложить ребенка спать, поэтому не назначаем снотворное. Нам важнее регулировать биоритмы ребенка, и в этом помогают седативные средства.

Как мне узнать, есть ли у моего ребенка признаки аутизма?

Достаточно с первых дней жизни внимательно наблюдать за развитием ребенка, его реакцией на вас, самых близких вам людей и окружающий мир.

Узнайте, какие нормы развития устанавливают врачи. Конечно, у каждого ребенка свой темп развития, но в целом, если ребенок овладел заданным навыком на любом этапе развития, у него, скорее всего, нет симптомов РАС.

Примечание мамы: развитие ребенка от 3 месяцев до3 года

Возраст ребенка

Действия и навыки ребенка, свидетельствующие о его здоровом развитии

Ему интересно смотреть на лица других людей и наблюдать за движущимися объектами.

Начинает узнавать предметы и людей

Она улыбается звуку твоего голоса

Начинает улыбаться при звуке вашего голоса;

Он поворачивает голову, чтобы реагировать на звуки

Начинает реагировать на эмоции других людей

Можно найти предметы, которые тщательно не спрятаны

рассматривает предметы руками, втягивает их в рот

достигает далеких объектов

Выражает своим голосом радость или неудовлетворенность;

произносит наборы звуков.

начинает охотно подражать другим;

становится очевидным, что ребенок вас понимает;

может находить спрятанные предметы;

отвечает «нет»;

выполняет простые жесты, такие как указание на объект

“Он разговаривает сам с собой по-разному

Могу сказать отдельные слова: «мама», «пока», «ой»;

Он откликается на свое имя, когда его зовут.

Подражает поведению других;

Ему нравится общество других детей.

понимает много слов;

находит тщательно спрятанные предметы;

Указывает на названные картинки и объекты;

Начинает сортировку предметов по форме и цвету

Он начинает играть в простые игры, чтобы развивать свое воображение.

начинает узнавать имена знакомых людей, различать названия предметов;

может делать простые дела;

может произносить предложения, состоящие из двух слов, например: «еще печенья», «помой руки».

Начинает открыто выражать чувства другим, имеет более широкий спектр эмоций.

умеет делать механические игрушки и играть в игры для развития воображения

сортирует предметы по форме и цвету

сопоставляет предметы с картинками;

Выполняет более сложные команды из 2–3 слов;

При общении использует простые предложения;

правильно использует местоимения («я», «ты», «я»)

начинает использовать множественное число («автомобили», «собаки»).

Существуют ли более или менее надежные критерии определения наличия у ребенка расстройства аутистического спектра?

Есть два международных теста, переведенных на многие языки, включая русский. Их дают родителям, чтобы определить, соответствует ли поведение их ребенка описанию РАС.

Модифицированный скрининговый тест используется для выявления симптомов РАС у детей в возрасте от 16 до 30 месяцев. Он помогает найти у ребенка особенности, требующие более детальной диагностики с точки зрения трудностей в развитии.

Тест используется более чем в 25 странах мира. Он очень короткий: на его выполнение уходит не более 3 минут. В результате вы получите приблизительную оценку риска и, возможно, рекомендации для дальнейшего наблюдения у врача.

Тест предназначен для детей старше 30 месяцев и используется не только для выявления проблем, но и для отслеживания прогресса. Он содержит 77 вопросов, которые разделены на следующие темы: развитие речи, социализация, сенсорные навыки / когнитивные навыки и здоровье / физическое развитие / поведение.

Пожалуйста, обратите внимание! Пройдя субъективный тест, вы получите приблизительную оценку ситуации, но не диагноз. Если на основании результатов анализов родители подозревают, что у ребенка аутистическое расстройство, следует проконсультироваться с психиатром.

Куда мне обратиться, если я подозреваю, что у моего ребенка расстройство аутистического спектра?

Проконсультироваться у детского психиатра можно в консультационно-поликлиническом отделении Научно-практического центра психического здоровья детей и юношества им. G. E. Сухарева Д. З.М. (далее – Центр): 119334, г. Москва, 5-й Донской проезд, д. 21А. Телефон: 8 (495) 954-37-54.

Консультация в Центре не приводит к регистрации ребенка, но помогает составить индивидуальный план терапевтических и реабилитационных мероприятий, а также корректирующих мероприятий для ребенка.

Важно: центр сотрудничает с региональной общественной организацией «Контакт», работающей с детьми с расстройствами аутистического спектра. Раз в месяц представители организации проводят в Центре консультации по образовательным траекториям для детей с РАС. Благодаря контакту с Центром вы сможете узнать, как правильно оформить документы для медико-педагогической комиссии, как сотрудничать с образовательной организацией, на что обратить внимание при выборе школы для ребенка и постановке на инвалидность.

Оцените статью
Добавить комментарий