Этапы умственного развития ребенка

Этапы умственного развития ребенка

Возрастные этапы психического развития ребенка

Психическое развитие ребенка – это очень сложный, деликатный и трудоемкий процесс, на который влияет множество факторов. Понимание того, что проходит этап, поможет вам не только лучше понять своего ребенка, но также заметить задержку в развитии и принять соответствующие меры.

Общепринятая периодизация психического развития ребенка была разработана советским психологом Даниилом Борисовичем Элькониным. Даже если вы никогда не слышали о его работах, вы очень хорошо знаете эту систему: в сносках детских книг часто говорится, что работа предназначена «для детей дошкольного возраста» или «для младших школьников».

Система Эльконина описывает умственное развитие ребенка от младенчества до 15 лет, хотя некоторые его работы указывают на 17 лет.

По мнению ученого, особенности каждого этапа развития определяются ведущей деятельностью ребенка в определенном возрасте, в пределах которой возникают определенные психологические новообразования.

1. Младенчество

Этот этап охватывает период от рождения до годовалого возраста. Ведущее занятие младенца – общение со значимыми людьми, то есть взрослыми. В основном это мама и папа. Он учится взаимодействовать с другими, выражать свои желания и доступно реагировать на раздражители – через интонацию, отдельные звуки, жесты, мимику. Основная цель познавательной деятельности – познать отношения.

Задача родителей – как можно быстрее научить ребенка «общаться» с окружающим миром. Игры на развитие и мелкую моторику, создание цвета. В игрушки должны быть предметы разного цвета, размера, формы и фактуры. До одного года ребенок не испытывает никаких чувств, кроме естественных: голода, боли, холода, жажды, не может усвоить правила.

2. Раннее детство

Длится от 1 до 3 лет. Ведущую роль играет манипулятивная и субъективная деятельность. Ребенок обнаруживает вокруг себя множество предметов и старается как можно быстрее их узнать – попробовать на вкус, сломать и т. Д. Он запоминает их названия и делает первые попытки поучаствовать в разговоре со взрослыми.

Психические новообразования – это речь и зрительно-моторное мышление, а это означает, что для того, чтобы чему-то научиться, нужно увидеть, как пожилой человек выполняет эту деятельность. Стоит отметить, что вначале ребенок не будет играть один, без участия мамы или папы.

Особенности раннего детского возраста:

понимание названий и назначения предметов, овладение правильным обращением с данным предметом; усвоение установленных правил; начало самосознания; Начало формирования самооценки; постепенное отделение его деятельности от деятельности взрослых и потребность в автономии.

Раннее детство часто заканчивается так называемым 3-летний кризис, когда ребенок видит удовольствие в непослушании, становится упрямым, буквально восстает против установленных правил, чаще появляются резкие негативные реакции и т. д.

3. Дошкольный возраст

Этот этап начинается в возрасте 3 лет и заканчивается в возрасте 7 лет. Ведущим видом деятельности дошкольников является игра, точнее, ролевая игра, в ходе которой дети познают отношения и последствия. Активно развивается личностная сфера психики. Возрастные новообразования – это потребность в социальном значении и активности.

Ребенок умеет двигаться самостоятельно, его речь понятна взрослым и часто чувствует себя полноправным участником общения.

Понимает, что все действия и действия имеют определенное значение. При обучении, например, правилам гигиены, объясните, зачем это нужно. Самый эффективный способ усвоения информации – через игру, поэтому в ролевые игры нужно играть каждый день. В играх не должны использоваться реальные предметы и их заменители – чем проще, тем лучше для развития абстрактного мышления. У дошкольника острая потребность в общении со сверстниками, и он учится взаимодействовать с ними.

По окончании этого этапа ребенок постепенно становится самостоятельным, умеет определять причинно-следственные связи, умеетвзять на себя ответственность за свои действия, он подчиняется правилам, если видит их законность. Узнает полезные привычки, правила вежливости, нормы взаимоотношений с окружающими, старается быть полезным, с готовностью устанавливает контакты.

4. Младший школьный возраст

Этот этап длится от 7 до 11 лет и связан со значительными изменениями в жизни и поведении ребенка. Он идет в школу, и игровая деятельность сменяется учебной. Активно развивается интеллектуально-познавательная сфера. Возрастные психические новообразования: произвол, внутренний план действий, рефлексия и самоконтроль.

    Умеет надолго сосредоточиться на конкретной деятельности: спокойно сидеть за партой во время урока и слушать объяснения учителя. Может планировать и выполнять задачи в определенном порядке, например, делая домашнее задание. Он устанавливает границы своих знаний и определяет, почему, допустим, он не может решить задачу, чего именно ему не хватает для этого. Ребенок учится контролировать свои действия, например, сначала делать домашнее задание, а затем идти гулять. Ему неудобно, что взрослый (учитель) не может уделять ему столько внимания, сколько он привык получать дома.

Ученик неполной средней школы может более или менее точно оценить изменения, произошедшие в его личности: что он умел делать раньше и чему он может научиться, чтобы строить отношения в новом коллективе, соблюдать школьную дисциплину.

Основная задача родителей в этот период: эмоционально поддержать ребенка, внимательно наблюдать за его настроением, чувствами, помочь ему найти новых друзей среди одноклассников.

5. Подростковый возраст

Это период «юности», который длится от 11 до 15 лет, и его с ужасом ждут все родители. Ведущая активность – общение со сверстниками, желание найти свое место в группе, получить ее поддержку и при этом выделиться из толпы. В основном развивается сфера потребностей и мотивации психики. Психические новообразования – чувство собственного достоинства, стремление к «взрослой жизни».

Подросток разрывается между желанием как можно быстрее вырасти и как можно дольше сохранять определенную безнаказанность, снимая с себя ответственность за свои действия. Он познает систему отношений между полами, пытается построить свою, бунтует против запретов и постоянно нарушает правила, яростно отстаивает свою точку зрения, ищет свое место в мире, и при этом он удивительно легко поддается влиянию окружающих.

Некоторые парни, наоборот, направляются в школу, их половое созревание кажется «перенесенным» на более позднее время, например, их бунт, они вполне могут начать даже после окончания школы.

Перед родителями стоит непростая задача – найти общий язык с подростком, чтобы уберечь его от необдуманных действий.

6. Юношеский возраст

Некоторые психологи относят еще один этап психического развития – это подростковый возраст, от 15 до 17 лет. Основным направлением деятельности становится учеба и профессиональная деятельность. Развиваются личностная и познавательная сфера. В этот период подросток быстро взрослеет, его решения становятся более взвешенными, он начинает задумываться о будущем, в частности о выборе профессии.

Сложно вырасти в любом возрасте, будь то 3, 7 или 15 лет. Родители должны хорошо понимать умственное развитие ребенка и помогать ему безопасно преодолевать все возрастные кризисы, чтобы направить его характер и развитие личности в правильном направлении.

Дата публикации: 26.06.2017.Последнее изменение: 05.09.2018.

Магазин Умный Ребенок

Основные периоды психического развития ребенка

Чтобы грамотно развивать и воспитывать своего ребенка, необходимо знать особенности его развития в каждый из периодов детства и юношества. В этой статье мы кратко познакомим наших читателей с основными этапами, которые проходит ребенок в своем развитии от первых дней жизни до подросткового возраста.

1. Период младенчества.

Младенчество можно условно разделить на два основных этапа: новорожденный (от 1 до 4 недель) и младенчество (от 1 месяца до 1 года). Психическое развитие в этот период определяется тем, что младенец полностью биологически и социально беспомощен, иего потребности полностью зависят от взрослых. В первые недели жизни малыш плохо видит и слышит, беспорядочно двигается. То есть при его полной зависимости у него минимальные возможности общения и взаимодействия с окружающими его людьми. Поэтому основное направление развития ребенка на этом этапе – овладение основными способами взаимодействия с миром. Младенец активно развивает сенсомоторные навыки: учится овладевать движениями тела (обращаться с руками, ползать, садиться, затем ходить) и выполняет простые познавательные действия для изучения физической стороны объекта. Игрушки первого года жизни выполняют три основные функции: развитие органов чувств (особенно зрения, слуха, чувствительности кожи); развитие у ребенка крупной и мелкой моторики; а также, ближе ко второй половине года, усваивая информацию о форме, цвете, размере и пространственном расположении предметов в окружающем мире. Поэтому следует позаботиться о том, чтобы детские игрушки были яркими, контрастными и чтобы их чувства стимулировались различными (отличными от прикосновения) безопасными материалами. Это будет стимулировать сенсорное развитие ребенка.

Развитие речи в этот период обусловлено одной особенностью. Новорожденный не способен отличить не только себя, но и других людей от растаявшей ситуации, возникшей в результате его инстинктивного взаимодействия с миром. В детской психике и мышлении субъект и объект еще четко не разделены. Для него нет объекта опыта, он переживает состояния (голод, боль, удовлетворенность), а не их причины и действительное содержание. Поэтому произношение первых звуков и слов имеет привкус аутизма. Дочерний объект называет объекты, но значения слов еще не зафиксированы и не зафиксированы. Роль играет только функция наименования и указания, ребенок не воспринимает в себе значения слов, не может связать отдельные значения слов в слове. Поэтому развитие речи в этот период может касаться только четкости произношения отдельных звуков и звуковых сочетаний.

2. Период раннего детства.

В возрасте от 1 до 3 лет ребенок приобретает определенную степень самостоятельности: он уже произносит первые слова, начинает ходить и бегать, у него развивается активное исследование предметов. Однако объем возможностей ребенка по-прежнему очень ограничен. Основным видом деятельности, доступным ему на этом этапе, является предметно-инструментальная деятельность, основным мотивом которой является обучение манипулированию предметами. Взрослый служит для ребенка моделью для действий с объектом, а модель социального взаимодействия выглядит следующим образом: «ребенок – объект – взрослый».

Подражая взрослым, ребенок усваивает социально развитые способы работы с предметами. До 2-2,5 лет очень важны игры, в которых взрослый рядом с ребенком что-то делает с предметом или игрушкой и просит ребенка повторить это действие. За это время лучше всего делать все вместе: построить башню из кубиков, приклеить простые аппликации, вставить вставки в рамку, сложить битые картинки, зашнуровать игрушечную обувь и т. д. исследовать пальцами: например, игрушки из разных типов тканей и с разными застежками (молнии, пуговицы, пуговицы, шнурки). Чтобы научиться работать с предметом, нужно изучить его различные свойства и стороны. Это с вашей помощью и привлечет ребенка.

В таких играх ребенок выполняет несколько действий, важных для развития его психики. Во-первых, он узнает, что у объекта есть значение – цель, и что у него есть определенные технические характеристики, которые определяют порядок манипуляции с ним. Во-вторых, отделяя действие от объекта, он сравнивает собственное действие с действием взрослого. Ребенок сравнивает свои действия с действиями взрослого. Как только ребенок видит себя в другом, он видит себя – появляется предмет действия. Так возникает феномен «внешнее я», «я сам». Помните, что «я» – это главный ингредиенткризис трехлетнего.

Именно в этом возрасте происходит формирование личности «Я». Самоуважение, чувство собственного достоинства, самосознание возникают и развиваются. Все это сопровождается значительным развитием речи, для которой характерно увеличение словарного запаса, попытки строить предложения с сохранением последовательности слов; начало анализа фонем; поиск смысловых связей. К трем годам ребенок начинает осваивать грамматический строй речи.

3. Младший дошкольный возраст (3 – 5 лет).

Ребенок выходит из трехлетнего кризиса с готовностью действовать самостоятельно и с системой самооценки. Благодаря развитой речи и подвижности он чувствует себя соразмерным взрослым. Однако он понимает, что взрослые что-то делают не на основе навыков (как делать), а на смысловой основе (зачем делать), но мотивационная и востребованная сфера у него еще не развита. Поэтому основная задача ребенка в этом возрасте – развивать эти значения, участвуя в межличностных отношениях. Поскольку взрослые защищают их от этого активного участия, ребенок преследует это стремление в игре. Поэтому в возрасте от 3 до 5 лет ролевые игры занимают главное место в повседневной деятельности ребенка. В них он моделирует взрослый мир и правила, которыми он управляется. функционирует в этом мире. Для ребенка это не просто игра – это особое отношение к действительности, в котором он создает воображаемые ситуации или передает свойства одного объекта другому. Очень важно развивать у ребенка способность передавать свойства реальных предметов на предметы-заменители (например, телевизор – конфетница и т. Д.); Это свидетельствует о развитии абстрактного мышления и знаково-символической функции. По окончании этого периода ролевые игры начинают приобретать «режиссерский» характер. Ребенок не только моделирует ситуацию и непосредственно в ней участвует – он создает некий законченный сюжет, который можно воспроизводить многократно.

В более раннем возрасте ребенок также развивает такие навыки, как

произвольность (способность приостановить аффект, чтобы оценить ситуацию и предвидеть); умение обобщать переживания (начинает формироваться устойчивое отношение к чему-либо, то есть развитие чувств); в начале этого периода возникает зрительно-реальное мышление, а в конце этого периода оно сменяется зрительно-смысловым мышлением; В нравственном развитии происходит переход от признания культурных и моральных норм как очевидных к их сознательному принятию.

Младший дошкольный возраст – благоприятный период для развития речи. Значительные изменения происходят на 3-5-м году развития речи. К 4 годам ребенок начинает активно осваивать синтаксическую сторону речи, в его речи увеличивается количество расширенных, сложных и сложных предложений.

Ребенок освоил предлоги и сложные союзы. В 5 лет дети уже хорошо понимают прочитанный вслух текст, могут рассказывать сказку или сказку, строить рассказ из серии картинок, обосновывать ответы на вопросы. В этот период важно не тратить зря время и регулярно проводить с ребенком речевые развивающие занятия: беседу о картинке, упражнения на развитие артикуляции, театральные игры.

До 5 лет в развитии логического мышления у детей происходят существенные изменения. Они освоили метод сравнения и сопоставления похожих и разных объектов (форма, цвет, размер), они могут обобщать признаки и различать их существенные признаки, успешно группировать и классифицировать объекты.

4. Старший дошкольный возраст (5 – 7 лет).

Возраст 5-7 лет – время, когда ребенок готовится к школе, развивает самостоятельность, независимость от взрослых, учится брать на себя ответственность за различные сферы своей жизни. В старшем дошкольном возрасте дети приобретают определенный кругозор, детальные знания, умеют делать серьезные логические выводы, делать научные и экспериментальные наблюдения. Дошкольники способны понимать общие отношения, принципы и закономерности, лежащие в основе научных знаний.

Подготовка становится главной заботой родителей в этот период. ребенок в школу. Следует помнить, что эта подготовка должна быть комплексной и включать не только развитие речи, памяти, логического мышления, обучение чтению и основам математики, но и развитие у ребенка способности эффективно общаться и, как бы банально это ни звучало, воспитательную так называемые хорошие привычки. Долг, пунктуальность, аккуратность, умение заботиться о себе (например, убирать постель; идти домой, переодеваться дома; следовать распорядку дня, не ругая маму или папу), вежливость, умение вести себя в общественных местах – после развития этих полезных привычки у ребенка можно смело отпускать на занятия.

У ребенка дошкольного возраста огромная потребность в общении с другими людьми.

В развитии речи ребенка в это время происходит смещение напряжения. Если раньше на первом месте стояли развитие словарного запаса, правильное произношение звуков и усвоение грамматической структуры высказывания (на уровне простых и сложных, вопросительных и повествовательных предложений), то теперь на первом месте стоит умение воспринимать и понимать. речь на слух и умение вести разговор. Количество слов, известных ребенку на тот момент, достигает 5-6 тысяч. Однако, как правило, большинство этих слов относятся к конкретным, повседневным понятиям. Более того, не все известные слова активно используются ребенком в разговоре. Теперь задача взрослого – научить ребенка использовать в речи не только домашние слова и фразы, но и отвлеченные. В школе вашему ребенку придется выучивать на слух много очень абстрактной информации. Поэтому важно развивать слуховое восприятие и память. Более того, необходимо подготовить его к системе «вопрос-ответ», чтобы научить правильно составлять устные ответы, обосновывать, доказывать и приводить примеры. Границами определенных периодов детства выступают возрастные кризисы, знание которых позволяет избежать многих неприятных моментов и помочь ребенку более плавно перейти к новому периоду развития. Во всех случаях кризисы возникают на фоне резких психологических изменений и смены активности лидера. Практически все возрастные кризисы сопровождаются капризностью, неконтролируемостью, упрямством ребенка, его общей эмоциональной неустойчивостью. Ребенок сопротивляется всему, что исходит от взрослых, и его часто мучают кошмары и кошмары, которые могут даже привести к психосоматическим расстройствам. Один из таких кризисных периодов – 7 лет. В это время к ребенку следует относиться очень осторожно, с наблюдением за нарушениями сна, дневным поведением и т. Д., Необходима консультация детского психолога.

5. Молодежь школьного возраста (7-11 лет)

Даже если ребенок ходил в дошкольное учреждение и уже в дошкольном учреждении привык к дисциплине и регулярному обучению, школа обычно кардинально меняет его жизнь. Что уж говорить о ребенке, родители которого не уделяли особого внимания подготовке к школе. Дисциплина в школе, стандартный подход ко всем детям, необходимость выстраивать собственные отношения со сверстниками и т. Д. Сильно влияют на психику ребенка и часто он не может получить ту эмоциональную поддержку, которую получал раньше. Переход в школьный возраст знаменует собой определенный этап зрелости, и чтобы воспитать «сильную личность» родители строги и непреклонны во всем, что касается науки и дисциплины. Чтобы понять своего ребенка и его проблемы в этот период, следует принять во внимание несколько новых черт, появившихся в душевной жизни ребенка: Родители перестают быть единственным безусловным авторитетом ребенка. В системе отношений есть учитель – «взрослый иностранец», который также наделен непререкаемым авторитетом. Впервые ребенок сталкивается с системой жестких культурных требований, предъявляемых учителем, в конфликте с которыми ребенок вступает в конфликт с «обществом». Ребенок становится объектом оценки, а оценивается не продукт его работы, но это само по себе. Отношения со сверстниками переходят из сферы личных предпочтений в сферу партнерства. Преодолеваются реализм и объективность мышления, что позволяет видеть закономерности, не представленные восприятием. Ведущее занятие ребенка в этот период – обучение. Он притягивает ребенка к себе, требует размышлений, оценки того, «кем я был» и «кем я стал». В результате формируется теоретическое мышление, возникает рефлексия как осознание собственных изменений и, наконец, воспитывается способность к планированию. У ребенка этого возраста интеллект начинает играть ведущую роль – он опосредует развитие всех остальных функций. Таким образом возникает осознание и автономность действий и процессов. Таким образом, память приобретает отчетливый познавательный характер. Во-первых, память подчинена совершенно определенной задаче – задаче обучения, «запоминания» информационного материала. Во-вторых, в младших классах средней школы интенсивно формируются методы запоминания. В области восприятия также наблюдается переход от непроизвольного восприятия дошкольника к целенаправленному, произвольному восприятию объекта, подчиненному определенной задаче. Быстро развиваются волевые процессы.

6. Срок созревания (11 – 14 лет).

Взросление можно разделить на два основных периода. Это собственно подростковый возраст (11-14 лет) и подростковый возраст (14-18 лет). В связи со спецификой нашего сайта, мы не будем здесь обсуждать тему среднего школьного возраста, мы будем рассматривать только период до 14 лет, который заканчивается описанием основных периодов умственного развития ребенка. 11-13 лет – критический возраст, проблемы которого многие из нас помнят с детства. С одной стороны, ребенок начинает понимать, что он уже «вырос». С другой стороны, детство не теряет для него привлекательности: ведь у ребенка гораздо меньше ответственности, чем у взрослого. Получается, что подросток хочет уйти из детства, и при этом морально не готов к этому. Отсюда частые споры с родителями, упрямство и желание сопротивляться. Очень часто подросток совершает бессознательные и безответственные поступки, нарушая запреты только ради «нарушения границ», не беря на себя ответственности за последствия. Стремление подростка к независимости обычно сталкивается в семье с тем фактом, что родители продолжают относиться к нему как к «ребенку». В этом случае растущее «чувство взрослости» подростка расходится со взглядами родителей. Лучший способ использовать эту перспективу нового века в этой ситуации – это ради ребенка. В этом возрасте у ребенка начинает формироваться собственное мировоззрение и планы на дальнейшую жизнь. Он не только моделирует, кем он будет в будущем, но и предпринимает конкретные шаги для построения своей будущей жизни. Помощь в построении системы стимулов в это время может иметь решающее значение. Станет ли подросток целеустремленной и гармоничной личностью или его захлестнет бесконечная борьба с окружающими и самим собой – зависит не только от него, но и от политики взаимодействия, которую выберут его родители. Как и ребенок младшего школьного возраста, подросток по-прежнему живет в той же среде, что и раньше (семья, школа, сверстники), но у него развиваются новые ценностные ориентации. Он меняет свое отношение к школе: она становится местом активных отношений. Общение со сверстниками – ведущее занятие в этом возрасте. Здесь осваиваются нормы общественного поведения, морали и права. Основное новообразование этого века – сдвинутое вовнутрь общественное сознание, т. Е. Возникновение самосознания как части общества (другими словами, переосмысленный и трансформированный опыт социальных отношений). Этот новый элемент способствует большему регулированию, контролю и управлению поведением, более глубокому пониманию других людей и создает условия для дальнейшего личного развития. Осознание себя как члена общества – необходимый шаг к самоопределению, к пониманиютвое место в мире. Ребенок быстро расширяет социальные условия бытия: как в пространстве, так и в увеличении объема «попыток», поиска себя. Подросток пытается определить свое положение в мире, найти свое место в обществе и определить важность того или иного социального положения. В этот период моральные концепции трансформируются в развитую систему убеждений, которая вносит качественные сдвиги во всю систему потребностей и стремлений подростка. При использовании статьи или отдельных ее частей ссылка на первоисточник (с указанием автора и места публикации) обязательна!

Оцените статью
Добавить комментарий